Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев,
лингвист, психолог, доктор психологических наук
и доктор филологических наук

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

План мероприятий по формированию функциональной грамотности

Приказ №434 от «31» августа 2021 года. Об организации работы по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся

Полезные ссылки

Красноярский информационно-методический центрhttps://kimc.ms/obrazovanie/funktsionalnaya-gramotnost/
Открытый банк заданий  для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытые задания PISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Ссылка на электронный  банк заданий по оценке функциональной грамотностиhttps://fg.resh.edu.ru

Что значит быть грамотным

Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

Оценка функциональной грамотности

Компетенции «4К» формирование и оценка на уроке

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

«Функциональная  грамотность как один из современных образовательных результатов»

Муниципальный план по формированию функциональной грамотности