О музее

Смотреть ролик

Учредителем школьного исторического музея является Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя образовательная школа № 5». Учредительным документом музея является приказ директора № 228 от 06.03.2007 г. о его организации. Положение о данном музее утверждено Управлением городского образования. Соответствие музейной экспозиции данному типовому положению подтверждается выдачей ей сертификата о статусе школьного музея установленного Управлением образования образца. Деятельность музея регламентируется Положением, утверждённым директором ТМКОУ «ДСШ №5» и осуществляется согласно Программе развития школьного музея ТМКОУ «ДСШ № 5».

Школьный исторический музей является частью открытого образовательного пространства, координатором гражданско-патриотической деятельности нашего образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Стержнем музея является история: история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. Именно из таких фрагментов, в конечном итоге, складывается история общества.

Цель создания школьного музея: сохранять память о выпускниках и педагогах школы, осуществлять связь между поколениями, поддерживать традиции учебного заведения.

Задачи музейной деятельности:

  • комплектовать музейный фонд музейными предметами для осуществления экспозиционной и проектной деятельности;
  • создать условия для изучения и сохранения культурно-исторического наследия малой Родины учащимися, воспитывать уважение к памяти прошлых поколений;
  • организовывать экскурсии и тематические занятия в экспозициях музея;
  • осуществлять сотрудничество школьного музея с культурно-историческими центрами региона
  • Наш музей имеет необходимое помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций. В помещении поддерживается постоянная комнатная температура, регулярно проводиться влажная уборка. В музее имеются горизонтальные и вертикальные витрины. Крупные экспонаты располагаются ближе к центру, мелкие — ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже — крупные. Этикетка или аннотация прикрепляется к каждому экспонату. Основу школьного исторического музея составляет фонд подлинных материалов (предметы и документы), которые насчитывают более 400 единиц хранения. В нашем музее соблюдаются правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов. За четыре года существования школьного музея, в нем было представлено семь экспозиций, две из которых действуют постоянно: «Война. Народ. Победа. Память», «Школа пять: вчера, сегодня, завтра»; пять – сменные (тематические). Экспозиционные материалы музея с достаточной полнотой и глубиной раскрывают содержание темы экспозиции. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе — в соответствии с логикой разделов музея.

    Деятельность музея осуществляется музейным активом из числа учащихся и педагогов, общественных представителей и ведется в четырех направлениях:

  • поисково-собирательское (составление плана комплектования фондов музея, выбор направлений поиска, разработка заданий для поисковых отрядов, организация поисковых отрядов, учёба членов поисковых отрядов);
  • фондовое (регистрация предметов музейного значения в книге музейного фонда, тематическая систематизация музейных коллекций);
  • экспозиционно-выставочное (разработка тематико-экспозиционного плана, создание художественного, эскиза будущей экспозиции, выполнение, технического проекта, монтаж экспозиции, техническая подготовка экспозиции;
  • массово-просветительское (проведение лекций, экскурсий, встреч с интересными людьми, линеек памяти, конкурсов, викторин).
  • Музей организует свою работу на основе самоуправления. Координирует работу музея Совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

    Совет музея составляет план работы, организует экскурсии, встречи учащихся с ветеранами войны и труда, уроки мужества, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов; организует поисковую работу.

    По мере накопления опыта, специальных знаний и профессиональных навыков, учащиеся специализируются в различных областях исследовательской деятельности, учатся выполнять определенные ролевые функции, реализовывать свои творческие потребности и способности. За четыре года существования музея, опыт музейной работы получила большая группа ребят. Участвуя в музейной работе, дети познают азы коллективной деятельности: самоуправление и самообслуживание, демократию и дисциплину, инициативу и ответственность. Они учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировать свои поступки и решения.

    О качестве мероприятий гражданско-патриотической направленности, проводимых на базе школьного исторического музея можно судить по словам благодарности, оставленным в книге отзывов музея: «… Особое впечатление производит интерес детей к памяти выпускников школы, погибших в Афганистане, Чечне. Память о Николае Аброськине, Михаиле Трофимове, Константине Белоусе не только увековечивается в мемориальных досках, но и создается экспозиция о них, проводятся ежегодные линейки памяти. Ребята сотрудничают с военным комиссариатом, комитетом солдатских матерей, краеведческим музеем.

    Спасибо организаторам этой работы за созидательный труд, открывающий в душах детей источник чистоты и духовности… Председатель Совета ветеранов С.А. Симутин, председатель Таймырского комитета солдатских матерей Т.Т. Воронкова» «…Большое спасибо сотрудникам школьного музея за сохранение памяти об участниках Великой отечественной войны и тружениках тыла, представленной в экспозиции «Война. Народ. Победа. Память.». С пожеланиями дальнейших успехов в вашем нелегком, но очень важном и нужном деле Ветеран ВОВ И.Ф. Огиенко»

    Наш музей рассчитан на детей младшего, среднего, старшего возраста, а так же семейного посетителя. В своей работе мы используем новые информационно-коммуникационные технологии. Экскурсии, которые проводят наши экскурсоводы, сопровождаются компьютерными презентациями, созданными в программе MS PowerPoint версий 2003/XP/2007. Для создания соответствующей моменту обстановки, мы применяем аудиозаписи, при необходимости видеофрагменты. В нашем архиве имеются фото- и видеоматериалы мероприятий, проводимых в музее, которые мы используем в учебно-воспитательной деятельности и во внеклассной работе. В электронном каталоге содержится информация о результатах научно-исследовательской деятельности учащихся, проводимых с использованием музейных материалов и представленных на научно-практической конференции школьников Таймырского муниципального района «Белая Родина»: «Семейные ценности педагогической династии Дарениных – Гаспрановых», «На свете много улиц разных…», «Жизнь замечательных людей Таймыра: Н.Н. Костецкий, В.Д. Лизунов», «Время помнить: судьбы таймырских спецпоселенцев» и.т.д.

    Неотъемлемой частью музейной работы является взаимодействие с государственными учреждениями, общественными организациями. С момента образование школьный музей сотрудничает с Таймырским краеведческим музеем: работа с архивными документами, экскурсии, мастер-классы, встречи с интересными людьми – это формы взаимодействия. Ведущий специалист музея Нина Предтеченская, которая является выпускницей нашей школы, не однократно посещала наш музей и давала положительные отзывы о его работе.

    При подготовке экспозиций мы неоднократно обращались с запросами о выдаче необходимых документов в архив г. Дудинки и всегда получали квалифицированную помощь. Очень тесным является сотрудничество школьного музея с отделом краеведения центра дополнительного образования «Юниор», на базе которого проводятся ежегодные курсы музейного актива «Школьный музей». Так же по роду своей деятельности мы сотрудничаем с военным комиссариатом, с Советом ветеранов, с Комитетом солдатских матерей. Регулярно деятельность и результаты работы нашего музея освещается в СМИ, только за 2010 год в газете «Таймыр» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района было опубликовано 15 заметок,

    авторами которых стали члены музейного актива, родители учащихся школы. Совсем недавно был опубликован материал, обобщающий опыт работы школьного музея «Не скучные будни школьного музея» (газета «Таймыр» № 24 от 09.03.2011) С 2007 года наш музей ежегодно участвует в муниципальном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений «Красная звезда» Таймырского муниципального района (2007 г. – 3-е место, 2008г. – 1-е место, 2009 г. – 1-е место, 2010 г. – 1-е место, 2011 г. – 1-е место). В 2008 и 2009 годах музей участвовал в краевом фестивале школьных музеев. Наш музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном образовательного процесса. Кроме гражданско-патриотического воспитания учащихся он осуществляет дополнительное краеведческое образование. Музей — важная составная часть регионального компонента школы.

    Школьный музей от многих других музеев отличает то, что те, кто создают музей, являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Школьный музей служит своим творцам. Он включён в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему его создателей. Нашему музею предстоит дальнейшее развитие, потому как еще много не воплощенных в жизнь планов имеется в арсенале музейного совета. Это

    создание новых музейных экспозиций, внедрение в музейную деятельность новых интересных форм, создание виртуального музея, на стадии разработки новый социальный проект, который, мы надеемся, окажется интересным многим ученикам нашей школы.