В последнее время огромная роль в системе начального образования отводится функциональной грамотности. В моём классе процесс формирования и развития функциональной грамотности происходит средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Большую помощь в этом оказывают часы, отводимые на внеурочную деятельность.
Мною разработаны и реализуется программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика». Курс «Занимательная грамматика» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Освоение содержания программы «Занимательная математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.